Игры средневекового Пскова

Игры средневекового Пскова

Находки археологов рассказали, как псковичи скрашивали свой досуг.

Жизнь средневековых людей была далеко не так бесцветна и безотрадна, как любят писать в исторических романах. В ней было место и играм, и музыке, и прочим развлечениям, иногда довольно буйным. В этом можно убедиться, если обратиться к письменным источникам. Например, в послании к наместнику города Пскова от игумена Елеазаровской обители Памфила (XVI век) есть такое описание праздника Ивана Купалы: «Егда бо приидет праздник, во святую ту нощь мало не весь град возмятется, и в селех возбесятся, в бубны и сопели и гудением струнным, плясканием и плясанием; женам же и девкам и главами киванием, и устнами их неприязнен крик, вся скверныя песни, и хребтом их вихляния, и ногам их скакание и топтание».

Воссоздать картину этого гуляния можно только в воображении, но некоторые материальные свидетельства подобного времяпрепровождения всё же есть – это находки музыкальных инструментов, собранные за десятилетия археологического исследования культурного слоя Пскова. Музыкальные инструменты упоминаются в связи с различными сторонами жизни: не только с народными праздниками, но и военным делом. Так, в летописях есть упоминание о событиях 1348 года, когда состоялся известный поход новгородцев к Орешку, в котором псковичи приняли участие, однако, когда во время осады пришло известие, что одновременно с походом новгородцев немцы разорвали перемирие с Псковом, увели своё войско назад, демонстративно «вполдни поехаша, ударив в трубы, в бубны, в посвистели».

Упомянутые в этих источниках музыкальные инструменты мы встречаем в культурном слое Пскова. В 1988 году при раскопках на площади Ленина, в слоях, датированных концом XIV – началом XV века, в Пскове впервые было найдено три фрагмента струнных музыкальных инструментов – гудков. (Примечательно, что самое раннее известное изображение этого инструмента было обнаружено на фресках церкви Успения в селе Мелетово близ Пскова, построенной в XV веке.) И хотя от всех трёх инструментов сохранилась лишь верхняя часть, опираясь на обширную коллекцию музыкальных инструментов, собранную Новгородской археологической экспедицией, полный облик одной из псковских находок удалось реконструировать. В Новгороде первые подобные находки были отмечены ещё в 1950-х годах, и к описываемому моменту не только была собрана большая коллекция, но и уже имелся богатый опыт реставрации и реконструкции подобных находок. Работы по сохранению и восстановлению деревянных инструментов проводил Владимир Иванович Поветкин, он же создал реконст­рукцию и псковского гудка. Это небольшой (примерно 30-40 см в длину) смычковый инструмент с тремя струнами, во время игры его держали вертикально, играли с помощью смычка – изогнутого прутика с прядью натянутых между его концами и натёртых канифолью конских волос. Струны скручивались из бараньих кишок. О способе игры на этом инструменте мы знаем благодаря уже упоминавшейся выше фреске из церкви Успения в селе Мелетово с изображением скомороха, играющего на гудке, и другим изобразительным источникам – миниатюрам, которыми украшались летописи, скульптурным изображениям, а также изображениям музыкантов на ювелирных украшениях.

Другие упоминаемые в источниках инструменты – сопели – тоже есть в археологических коллекциях Пскова. Это духовой музыкальный инструмент, представляющий собой прямую деревянную трубку длиной 15-30 см, с 3-5-ю игровыми отверстиями. Таких находок в Пскове две: одна из них происходит из того же комплекса раскопов, что и гудки, и датируется XIII веком. Деревянных музыкальных инструментов в Пскове найдено немного, лучше обстоят дела с предметами из более прочных материалов. Например, с варганами. Варган – небольшой (4-10 см), кованый из железа инструмент в форме подковки с вытянутыми прямыми концами и с вклёпанным по центру подковки стальным язычком. Играют на нём следующим образом: инструмент прижимают к зубам и подёргивают за стальной язычок. Ротовая полость выполняет роль резонатора, а изменение артикуляции рта и дыхания даёт возможность менять звук инструмента. Варганов в Пскове было найдено десять, преимущественно в слоях, датируемых XVI–XVIII веками. Этот инструмент интересен тем, что в различных вариациях известен с древнейших времён в странах Европы, а также Азии и Африки, и, не претерпев значительных изменений, широко используется по сей день.

Другой многочисленной категорией находок, встречающихся в археологических коллекциях, являются керамические свистульки. Свистулька принадлежит к духовым музыкальным инструментам. Обычная свистулька с двумя отверстиями позволяет извлекать 1-3 звука, окарина (инструмент, изготавливаемый обычно в виде водоплавающей птицы) имеет от пяти до тринадцати отверстий и, соответственно, более широкий диапазон. Одна такая окарина есть среди псковских находок. И хотя мы воспринимаем свистульку, прежде всего, как детскую игрушку, она имела и иное значение – обрядовое: ещё в XIX веке, по этнографическим данным, свистульки использовались в «свистоплясках» при совершении тризн. Также исследователи отмечают тот факт, что название «свистулька» в древних письменных источниках не встречается, и высказывают предположение, что ранним названием этого инструмента в Псковском крае могла быть «свистелъ» (этот инструмент упоминался в записках немецкого купца Тоннеса Фенне, который посетил Псков в начале XVII века), а до этого русские летописцы сообщали о каком-то родственном свистели духовом ратном инструменте, именовавшемся «посвистелъ». То есть, существует предположение, что свистульки могли использоваться в военных походах, наряду с трубами и прочими инструментами, упоминаемыми в приведённом выше отрывке из летописи. Однако достоверного подтверждения этой версии нет.

Помимо музыки псковичи коротали свой досуг с помощью других забав – игрушек и игр. В большом количестве встречаются в культурном слое средневекового Пскова детские игрушки – кожаные, набитые конским волосом мячики, деревянные кубари (волчки), игрушечные деревянные мечи и луки, а также брунчалки. Брунчалка – это небольшая трубчатая косточка, иногда птичья, а чаще (что характерно для Пскова) – мелкая кос­точка из задней ноги поросёнка. Посередине косточки проделывали отверстие, одно или два, в которое заправлялась нитка или ремешок. Вращаясь взад-вперёд посредством периодического натяжения нитки, брунчалка издавала угрожающий гул. Первоначально брунчалка, по предположению специалистов, являлась атрибутом волхвов, кудесников, но со временем превратилась в одну из детских игрушек.

Есть игры, о которых мы знаем из письменных источников, но достоверных свидетельств того, что именно здесь в неё играли, мы не найдём, потому что для этих игр использовались обычные предметы. Такова, например, игра «свайка» – это аналог игры в «ножики», но в неё играли с обычным гвоздём, по тем же правилам. Самое известное в истории упоминание об этой игре связано с малолетним царевичем Дмитрием, который закололся, играя в свайку, когда прямо во время игры с ним случился эпилептический припадок.

Для иных игр использовались специальные предметы – игральные кости, фишки, фигурки. Их мы находим, и это является свидетельством того, что эта игра была в ходу в Пскове.

Это, прежде всего, шахматы – в псковских археологических коллекциях находок средневековых шахматных фигур насчитывается более десяти. Чаще всего они изготовлены из кости, но есть примеры и деревянных находок. Также есть находки шашек и различных костяных фишек для разного вида настольных игр. Есть единичные находки, которые интерпретируют как доски для настольных игр. Поле для настольной игры могло быть как сделано отдельно, так и выбито на каком-то другом объекте. Так, например, знак, выбитый на подпятном камне Труворового креста в Изборске, является полем для игры в «мельницу».

Ещё одной игрой, свидетельства бытования которой мы часто встречаем в Пскове, является игра в бабки. Играли в неё с помощью простых костей животных – бабок (кость из ноги свиньи или барана). Часть из этих костей была утяжелена с помощью залитого внутрь свинца или забитого железного гвоздя. Эти кости использовались в качест­ве бит, обычные же, не утяжелённые бабки, ставились либо в круг, либо в линию, и в процессе игры сбивались броском биты. По сути, игра напоминала кегли.

Татьяна Щукина, научный сотрудник АНО «Псковский археологический центр»



Количество показов 4116

номер 373 от 18.04.2014
Комментарии
Оставить свой комментарий*
Защита от автоматических сообщений
номер 373 от 18.04.2014
скачать в pdf
Календарь
Февраль 2017
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
30 31 1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 1 2 3 4 5